Ювелирная столица Кострома – правда или легенда?

г. Кострома, ул. Советская, д. 7, тел.: +7 (967) 684-37-53, e-mail: museum@rus-zoloto.ru, www.museum.ametist-kostroma.ru
Режим работы: ежедневно c 10.00 до 18.00
Запись на экскурсию обязательна, стоимость посещения с экскурсионным обслуживанием: 250 руб. для взрослых и 150 руб. для льготных категорий (школьники, студенты, пенсионеры). Индивидуальная экскурсия — 2500 руб. для группы до 10 человек.

Музей ювелирного искусства

Музей ювелирного искусства в Костроме располагается в доме, являющемся памятником архитектуры второй половины XVIII века. Идею создания Музея осуществил местный предприниматель Андрей Витальевич Смирнов. Он подобрал команду самых разных интересных людей: фотографов, ювелиров, художников, историков, архитекторов, строителей. В результате получился единственный в своем роде Музей ювелирного искусства, в котором находятся экспонаты, связанные с историей возникновения и развитием костромского ювелирного промысла. Представлены фотографии первых ювелирных изделий, а также ювелирные изделия, которые создавались костромскими и красносельскими мастерами в разные годы. Воссоздана мастерская кустаря с подлинным ручным инструментом. Отдельная часть музея посвящена развитию костромских ювелирных традиций в XX веке с его взлетами и падениями. Команду Ассоциации частных музеев России встречает человек, который вложил в создание музея душу – руководитель музея, кандидат культурологии, историк Денис Иванцов. В его рассказе о Костроме как о ювелирной столице России прозвучала собственная научная точка зрения, которая сформировала и у нашей команды свое собственное мнение – по праву ли Кострома носит это звание, или это все же просто туристическая легенда.

Основатель музея — Иванцов Денис Сергеевич

«У нашего учредителя есть несколько ювелирных компаний, ювелирный магазин и ювелирное производство. В какой-то промежуток времени этот подвал, в котором находится музей, он купил на аукционе. У него были некие сомнения, что лучше сделать – музей или ресторан, но встретились, как я говорю, два одиночества – я и он, и победил здравый смысл. Конечно, решили сделать музей. А для того, чтобы сделать музей в Костроме, даже и придумывать ничего не надо было. Так как Кострома – ювелирная столица. Надо было просто немножечко визуализировать нашу историю», – говорит Денис Иванцов.

Костромской край среди других областей Верхневолжья в наибольшей степени сохранил в своем этнокультурном облике черты мерянского этноса. В Костромском Поволжье выявлен целый пласт занятий и промыслов, которым занималось местное мерянское население. Для того чтобы привлечь в костромской край туристов, костромичам много придумывать было не надо.

Музей ювелирного искусства

Рассказывает Денис Иванцов:

Три мнения о возникновении ювелирного промысла

Есть такая точка зрения, что первые ювелиры в нашем крае появились в первом тысячелетии. Больше, чем тысячу лет тому назад наше местное мерянское население что-то тут клепало, стучало и делало ювелирные украшения. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. В ходе раскопок археологи нашли не только украшения: лунницы, шумящие подвески, которые в большей степени не украшали, а защищали, оберегали владельца, но еще и инструменты, характерные для работы именно ювелиров. Большая часть исследователей считают, что это не совсем показательный случай, поскольку подобные изделия находились археологами во многих местах современной Центральной России. И на территории Москвы и Московской области тоже нашли сотню-другую подобных изделий. Есть ученые, которые считают, что ювелирный промысел в Костроме появился позднее – в ХII–XIV, а может даже и в XVI веке. Здесь единого мнения тоже нет. Одни предполагают, что Новгородская вольница внесла свой вклад в развитие ювелирного промысла. Кто-то считает, что, возможно, новгородцы, уже в то время искусные мастера-ювелиры, бежавшие из Великого Новгорода в костромские леса, всему научили костромичей. Есть даже мнение, что ювелирному промыслу костромичей научили сосланные сюда во времена Ивана Грозного в XVI веке немцы и поляки. Город у нас был деревянной застройки, а край у нас – лесной. Пожары, междоусобицы, мор – вот почему полная информация о Костроме того времени не сохранилась. Есть разные точки зрения, спорить не будем, но как бы там ни было, в средние века наша Кострома была крупным торговым ремесленным городом и входила в пятерку наиболее крупных городов. Вполне логично, что в большом городе появлялись богатые люди. Появились богатые люди – появились и ювелиры.

Музей ювелирного искусства

Костромские мастера в XVIII веке делали неплохие вещи

Одним из первых, уже проверенных костромских ювелиров считают Григория Раткова. Почему я сказал – проверенным, потому что у него было государево дозволение на работу с драгоценными металлами, а также своя мастерская и свое именное клеймо. Если говорить современным языком, Григорий Ратков был индивидуальным предпринимателем. Именно ему принадлежит работа по исполнению дробниц, выполненных в технике чернения, одного из первых окладов к иконе Федоровской Божией матери. У нас в Костроме хранится уникальная икона Федоровской Божией матери. Уникальна она не только для нас, костромичей, как символ, как защитница города; ее уникальность, на мой взгляд, в том, что она была неразрывно связана с династией Романовых. Той династией, которая правила нашей страной больше трехсот лет. Этой иконой в нашем Свято-Троицком Ипатьевском монастыре в 1613 году был благословлен первый русский царь из династии Романовых – Михаил Федорович. Впоследствии все русские цари из династии Романовых благословлялись на царство именно Федоровской иконой Божией матери, а иностранные принцессы, которых русские цари брали в жены, при крещении в православие, как правило, брали отчество Федоровна: Мария Федоровна, Александра Федоровна… Сейчас икона – символ продолжения рода, всероссийская святыня. Находится она в Богоявленско-Анастасиином монастыре, недалеко от центра нашего города. Также Григорию Раткову принадлежит так называемая серебряная кружка, которая сейчас хранится в Государственном историческом музее в Москве, и сотрудники музея уверяют, что она ни по орнаменту, ни по технике исполнения, ни по каким-либо иным характеристикам не уступает работам столичных и европейских ювелиров того времени. То есть о чем это говорит? – о том, что наши костромские мастера в XVIII веке делали неплохие вещи. Многие из мастеров даже направлялись в Москву и Петербург для работы в золото-серебряном цехе. Хотя сам автор этих известных работ Григорий Ратков был крестьянином, уроженцем села Сидоровское. Я думаю, что вы даже не слышали об этом селе, ведь это было небольшое волжское село, одно из многих сотен, расположившихся по Волге, но это село было дворцовое. Им управлял сам государь.

Главным заказчиком была церковь

Вся страна у нас была православной и главным заказчиком в то время была церковь. Поэтому многие работы относятся к церкви. Однако славу и известность селу Сидоровскому принесли мастера-ризочеканщики, которые делали ризы, рамочки, оклады к иконам. Сохранилась даже песня сидоровских ювелиров:

Молоток нам как игрушка,
Уж привыкли к нему мы;
Как пастух любит пастушку,
Так мы любим чеканы…

Чекан – это тот инструмент, с помощью которого чеканились ризы. Со всей России приходили заказы в село Сидоровское на создание латунных, серебряных, а то и золоченых риз.

Музей ювелирного искусства

На самом деле нет никакого костромского золота

C течением времени ювелирный центр переместился в другое волжское село – Красное (прим. ред.: в настоящий пгт Красное-на-Волге). Это село удивительно своей историей. В нем до сих пор сохранилась уникальная шатровая церковь, построенная во времена и на средства бояр Годуновых – в XVI веке. Одним из наиболее известных владельцев села был князь Петр Андреевич Вяземский, поэт и друг Александра Сергеевича Пушкина.

Отмена крепостного права привела к тому, что во второй половине XIX века уже целый ряд деревень вокруг сел Красного и Сидоровского начал заниматься ювелирным делом. Вот тогда и сформировался так называемый Красносельский куст – явление уникальное, поскольку своего сырья – металлов, драгоценных камней у нас никогда не добывали. На самом деле нет никакого костромского золота и костромского серебра. Все сырье всегда привозное. Но уже в XIX веке крестьяне более чем пятидесяти деревень и сел занимались ювелирным делом. В каждой деревеньке делали что-то свое: какую-то операцию, какое-то изделие, где-то делали ризы, где-то давили посуду, где-то гранили камни, где-то делали цепочки, крестики, медальоны, кулоны. По данным контролирующего государева органа только в одном 1900 году наши мастера выпустили около одиннадцати миллионов изделий из серебра. Тогда не было ни заводов, ни фабрик, все делалось вручную кустарным способом.

Ну как у нас на Руси без подарка?

На губернской выставке 1913 года, когда наша Кострома стала одной из центральных площадок празднования трехсотлетия династии Романовых, специально к этому событию в Костроме был построен целый выставочный городок с павильонами, фонтанами, статуями – своего рода выставка достижений народного хозяйства. Просуществовала она всего 4 месяца и за это время ее посетили более 250 тысяч человек. Цифра вполне впечатляющая, поскольку не было ни автобусов, ни личного автотранспорта, народ приходил в Кострому пешком, чтобы отдать дань уважения Костроме и династии Романовых. На выставке в одном из павильонов, где были выставлены работы наших ювелиров, император Николай II с семьей провели долгое время. Либо сам царь-батюшка, либо его дочери залюбовались изделиями костромских мастеров. Хотя, что греха таить, ювелиры его уважили. Ему – подарок, членам его семьи – по подарочку, ну как у нас в России без этого, никуда же ведь? Однако сам факт о многом говорит: одиннадцать миллионов серебряных изделий, а также изделий из меди, латуни нужно было куда-то сбывать, продавать, и главными местами торговли тогда были ярмарки.

Музей ювелирного искусства

Изделиями торговали на базарах Индии и Персии

Изделиями наших мастеров торговали в Москве, Петербурге и в других больших городах. Ювелирные изделия везли на знаменитую Нижегородскую ярмарку, где были специальные ряды для торговли изделиями наших мастеров. Также везли в города Сибири, средней Азии, говорят, что даже на базарах Индии и Персии торговали изделиями наших мастеров. Только в Костромской губернии проходило порядка пятидесяти ярмарок в год. Можете себе представить, сколько их было по всей России-матушке? Но наиболее предприимчивые и шустрые, так же как и сейчас, открывали лавочки, магазинчики. Здесь у нас в музее воссоздан макет купеческой лавки рубежа XIX – XX века. То есть так выглядел ювелирный магазин 150–200 лет тому назад. Главный в лавочке тогда был не продавец, а приказчик. Это был, как правило, молодой человек, который следил за порядком и осуществлял торговые операции. Как и сейчас в магазинах, так и тогда в лавочках ориентировались на самых различных покупателей. Верующие могли себе выбрать какой-нибудь крестик, образок, складень, но и светские модницы могли подобрать себе что-то по душе. Но ведь все люди всегда разные, кто побогаче, тот мог позволить себе купить самоварчик, солоночку, браслетик. А простолюдины покупали что-то доступное. Но интересно, что уже тогда шла бойкая торговля так называемыми серьгами-калачами, которые продаются в ювелирных магазинах по сей день. Есть даже выражение «тертый калач» – опытный, бывалый человек. А по одной из версий пошло это выражение отсюда. Раньше на ярмарке, прежде чем такие серьги купить, надо было хорошенько потереть украшение. Ткань тогда была грубая. Смотришь – ой, что-то цвет начал меняться, что-то облетать стало… Если такое случалось, то значит покупателя просто-напросто хотели обмануть. К сожалению, в нашей жизни ничего не меняется. Конечно, кто имел такие лавочки – богател, появлялись целые купеческие династии. У купцов деньги были. Куда деньги девать? Они также строили себе дома, покупали пароходы. Но так всегда жили купцы, а те люди, которые все это делали своими руками – мастера-кустари – жили далеко не так вольготно и весело.

Музей ювелирного искусства

Мастерская кустаря

Здесь у нас представлен тот инструмент, с помощью которого создавали ювелирные украшения. Например, есть вот такое приспособление: это не дыба и не пыточная, это – волок. Устройство для волочения и протягивания проволоки. Требуется ювелиру для работы много проволоки. С помощью рычага и досочки, которая называется волока, фильера, металл протягивали через дырочку, сделанную на конус – от большего диаметра к меньшему. Проволока потолще заходит – потоньше выходит. Есть даже точка зрения, что из одного грамма золота можно протянуть проволоку длиной три километра. Я сам, честно сказать, не ювелир, но когда узнал, мягко говоря, удивился. Ведь проволоку тоньше волоса очень умело надо вытягивать. Протянуть такую тоненькую проволоку из металла требовало колоссальной физической силы, потому этим и занимались мужики. До 52 раз надо было протянуть эту проволоку, чтобы получилась тонкая и изящная ниточка. Вместе с тем в процесс изготовления ювелирных изделий была вовлечена вся семья. За верстаки садились дети 6–7 лет, причем не просто посидеть, а поработать. Многие из них брали трубочку с изогнутым концом, которая называется фефка, и дули через нее на пламя керосинки, свечки, лучинки, у кого что было, направляя огонек на острие пламени, где температура выше, и осуществляли пайку звеньев цепи. У детей глазки острые, они все видят. Звено, звено, припой – спаял. Тогда единицей длины был аршин, это примерно 70 сантиметров. Ребенок должен был спаять в день 6–8 аршинов цепочки. Взрослый – по 16–18 аршинов.

Неплохое качество – смекалка

Ювелирный труд – очень тяжелый и очень вредный. Тогда дети работали наравне со взрослыми по 16, а если был хороший заказ, то и по 20 часов каждый день. Женщины к 35 годам от подобной работы, конечно же, уже были явно не молоды: глазки не видят, легкие не дышат, а кушать хочется – надо идти работать. Но чтобы облегчить свой труд, ювелиры использовали такое неплохое качество, как смекалка. Был такой ювелирный инструмент в виде прищепки – называется тиски. Колечко в него вставлялось, и с ним можно было делать все, что угодно. Можно полировать, чистить камни. Металл не царапается, а работа спорится. До сих пор некоторые используют этот трюк. Есть инструмент – сажалка, он нужен для того, чтобы камни сажать. Поддеваешь камушек и вставляешь его в каст. Чтобы камень не вылетал, надо в креплении обжать лапки крапана. Берешь зубами палочку – одна рука освобождается, берешь ей инструмент и начинаешь крепить этот камень. Можно сказать, что мастера использовали все части тела в своей работе, но от такой работы зубы крошились и выпадали очень быстро.

Учебный класс, художественная мастерская и училище

С каждым годом выпускалось все больше и больше ювелирных изделий. Но есть такой закон – когда количество увеличивается, начинает страдать качество. Качество ювелирных изделий костромских мастеров со временем стало снижаться. Кому нужны ювелирные изделия в низком качестве? Чтобы как-то исправить ситуацию, в селе Красное появляется учебный класс художественного рисования, в который принимались детки – мальчики и девочки. Их не только общим дисциплинам учат, но и ювелирной технике, теории и практике. Впоследствии появляются художественная мастерская и училище. В этом зале можно увидеть работы первых выпускников учебного заведения начала XX века. На мой взгляд, работы очень интересные и с изюминкой сделаны! Капустный листок выполнен в технике «литье в землю». Для того чтобы изготовить такую красивую вещь, сначала искали особую землю, чтобы она по жирности подходила, формовали, листик закладывался, металл заливали, получалось изделие. Стали торговать по каталогам: фотография, описание, цена.

Музей ювелирного искусства

Хотели со мной договориться

Двадцатые годы XX века в России были драматичными: революции, гражданская война, антирелигиозная пропаганда, голод в стране. Ну, кому нужны ювелирные украшения, когда кушать нечего? Многие промыслы в то время были утрачены. Но наши костромичи проявили смекалку и стали делать значки: Ленин, Карл Маркс… Выполнение заказов для новой советской власти позволило сохранить не только традиции промысла, но и какую-то копеечку заработать. В 40-е годы – все для фронта, все для победы. В 50-е годы, когда экономика была в разрухе, ювелиры начинают активно производить кружевные изделия со сканью. Идет прогресс. Появляются различные предприятия, в том числе в 1960 году в селе Красном возникает Красносельская ювелирная фабрика, а впоследствии – завод. Он и специализировался на выпуске изделий в технике скани. Появляется посудная группа – ложки, сахарницы, винные, коньячные наборы, в поездах того времени можно было пить чай из стакана с подстаканником, выполненным в технике скани. Появляются различные авторские работы. Например – ладья или галера, изображенная в настоящее время на флаге нашего города, сотнями штук выпускалась и продавалась как туристический сувенир.

Все эти годы Красносельское училище, специализирующееся на обучении художественной обработки металлов, продолжало выпускать ювелиров. Со всей страны приезжали люди учиться. И в нашем музее есть дипломные выпускные работы, сохранившиеся с тех пор. У всех разный уровень мастерства, разные темы. Были у меня как-то голландцы, им очень понравилась диадема. Хотели со мной договориться, подарить своей принцессе. Но я сказал, что нет, ребята, родиной и экспонатами я торговать не буду. Так и не продал.

Тогда это был дефицит и роскошь

В 1973 году в Костроме образуется Костромской ювелирный завод и начинает выпускать золотые украшения. Это мы сейчас не мыслим себя без золота, захотелось – сходил и купил, небольшая проблема, были бы деньги. А тогда это был дефицит и роскошь. Но мы стараемся в музее не показывать золото. Люди все-таки разные могут прийти, вынесут и меня вместе с витриной, и никто не узнает, где я, где витрина, а золото – и подавно. Но хочется отметить, что модели броши, придуманные еще в то время, до сих пор продают в магазинах и они пользуются спросом. Художник был творцом, он брал чистый листочек бумаги и творил, искал эту форму.

К примеру, когда смотришь на брошь пижму-укропчик, создается такое ощущение, что сейчас она запахнет. Листики в колье как в живой природе – каждый со своим изгибом, волной, а рисуночки – мастерство. Ну а почему сейчас нашу Кострому любят называть ювелирной столицей? До полутора тысяч предприятий, фабрик, заводов, мастерских занимались в нашей области выпуском ювелирных изделии. Около 70 тонн золотых и серебряных изделий ежегодно проверялось и клеймилось в нашей инспекции. Кольцо или серьга весят 2–3 грамма, но куда девали 70 тонн каждый год, я не знаю. Недавно даже проходила информация, что 50% ювелирных изделий России производится на территории Костромской области. Каждое второе – это наше изделие.

Вот еще немножко авторских работ современных художников-ювелиров, которые были подарены нашему музею. Пасхальное яйцо работы нашего мастера, на мой взгляд, ничуть не хуже подобных изделий фирмы Карла Фаберже.

Музей ювелирного искусства

Частичку удачи с собой

Обратите внимание, у нас представлен камень-аметист. Разные легенды слагают вокруг камня, но по одной из легенд камень-аметист приносит удачу. Поэтому всем гостям нашего музея мы предлагаем погладить, потрогать, пошептаться и захватить частичку удачи с собой. Частичку удачи только, не камня!

За 7 лет работы музей поменял уже более 30 тематических выставок, в планах музея расширить пространство для проведения мастер-классов. Ассоциация частных музеев России рекомендует к посещению Музей ювелирного искусства в Костроме.