В самом центре Романова (левобережная часть города Тутаева), на исторической базарной площади (ныне – Ленина, а до революции 1917 года – Спасской), рядом с пожарной каланчей (1912 г.), с высоты которой можно полюбоваться городом и его окрестностями, расположился объект культурного наследия федерального значения, памятник архитектуры первой половины XVIII века – соляной амбар графов Строгановых, старейшая гражданская постройка в Романове.
Сюда в гости к историку и краеведу Юрию Стародубову во время экспедиции по Ярославской области в августе этого года и приехала команда Ассоциации частных музеев. В 2015 году Юрий выкупил у города это уникальное здание и, как он говорит, не потому, что «денег девать некуда», а потому, что он увидел реальную угрозу утраты памятника.
Почти 300 лет здание служило складом. Сначала здесь хранили строгановскую соль – источник богатства знаменитого рода русских купцов и промышленников, сыгравшего видную роль в освоении территорий Зауралья и Западной Сибири, – затем казенную соль и вино, муку, после революции – зерно. В 1950-е годы здесь действовала керосиновая лавка, а в «лихие 90-е» одно из помещений занимал бар «Малина». Последние тридцать лет здание стояло бесхозным и разрушалось.
Несмотря на то, что Юрий – москвич, он уже долгое время занимается историей древнего волжского города Романова-Борисоглебска (Тутаева), родины многих поколений его предков. В течение нескольких лет он участвовал в восстановлении романовских храмов в составе добровольческого объединения «РеставросЪ», а затем – в деятельности общественной организации «Романовский посад», которая на свои средства выпускала краеведческую газету «Романовка» и издавала книги, посвященные истории города.
«Можно было и дальше копаться в архивах, писать книги и смотреть, как разрушается памятник. Но я уже так не мог… Это значит, потом жить с сознанием того, что ты даже не попробовал что-то сделать, – и я решил попробовать», – делится Юрий Стародубов. Так родился благотворительный просветительский краеведческий проект «Строгановский амбар», цель которого – восстановить здание и создать в нем музейно-выставочный центр.
Проект объединил вокруг себя многих неравнодушных людей. На призыв спасти старинную постройку откликнулись как местные жители, так и добровольческие отряды из Москвы и других регионов. За первый год существования проекта они освободили памятник от зарослей и скопившегося хлама (вывезли десять тракторных телег мусора). Архитектор-реставратор Александр Станиславович Рыбников выполнил архитектурные обмеры и подготовил проект первоочередных противоаварийных работ. Были собраны материалы по истории здания, необходимые для его реставрации, и на их основе разработана экскурсия «Строгановский амбар на Спасской площади». В 2017 году при поддержке московского Музея индустриальной культуры открыта экспозиция «От свечи до керогаза», а годом позже к первому благотворительному фестивалю искусств «Строгановская мозаика» – экспозиция, посвященная истории амбара. В период работы экспозиции Юрий рассказывает об окружении и архитектурных особенностях «каменных на соль палат» – так первоначально именовали это внушительное, разделенное на несколько помещений каменное здание площадью 837 кв. м. За месяц до фестиваля ярославские художники Владимир и Альбертина Арискины подарили Строгановскому амбару мозаичную Влахернскую икону Божией Матери. Эта фамильная икона, покровительница рода Строгановых, была установлена в киот на фасаде – редкий для гражданской постройки архитектурный элемент. В 2019 году открылась выставка «Из истории русского строительного искусства», где представлены образцы кровли XVIII и XIX веков, каменные жернова (как ни странно, их вместе с валунами использовали в кладке основания престола), изразцы, перила, деревянные элементы декора, двери, металлические решетки – то есть то, что удалось спасти из разрушенных зданий. «В августе этого года в Строгановском амбаре уже в третий раз прошла ежегодная отчетная выставка работ учеников студии детского рисунка «АРТ-САРАЙ». На этот раз поддержать ее решили неподражаемый виртуоз-гармонист Михаил Коломыцев и юная скрипачка Елизавета Дмитриева… Экскурсии, фестивали, выставки, концерты – в этом и состоит та самая истинная жизнь памятника, без которой он не может существовать», – говорит Юрий Стародубов.