Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, 1, корпус 2 (близ ДК «Агрегатный»)
www.trackmuseum.ru,тел.: +7 (8352) 63-22-94, e-mail: muzey@tplants.com. Режим работы: пн. – пт.: 8:00–17:00, сб. – вс.: 10:00–17:00
Статичные экспонаты сегодня малоинтересны, особенно если это машины. Поэтому нашей задачей стало не просто отыскать необычные тракторы и восстановить их, но и привести их в рабочее состояние. Мы уверены, что наш историко-технический проект будет всегда интересен не только взрослым, но и детям. (Альберт Сергеев, директор музея).
Трактор, история которого насчитывает уже более 250 лет, является одной из важнейших машин в жизни человека. Он составляет основу энергетического потенциала строительно-коммунального комплекса, аграрной и добывающей отраслей. Сфера применения машины практически не ограничена, поэтому неудивительно, что даже в крупных городах можно увидеть памятники «неутомимому труженику», настоящему символу прогресса.
Во многих странах мира существуют специализированные музеи, посвященные истории тракторостроения, где представлены широчайшие экспозиции, начиная от паровых машин и заканчивая легендарными моделями, совершившими настоящую революцию в механизации аграрной и добывающей отраслей.
Единственный в России музей, являющийся негосударственным учреждением культуры и посвященный эволюции мирового тракторостроения, находится в г. Чебоксары. Его официальное открытие состоялось в октябре 2011 года. В этом году музей отмечает свой первый юбилей – десятилетие со дня начала успешной и результативной работы, нацеленной на всемерную популяризацию истории мирового тракторостроения.
На сегодняшний момент здесь создана чрезвычайно познавательная, по-настоящему интерактивная экспозиция, рассказывающая на основе научного подхода об эволюции тяговой силы. Именно таковой и была главная идея вдохновителей уникального для страны проекта. В свое время инициаторами развития необычного музея ставилась амбициозная задача – создать самое большое в стране собрание тракторной техники различных производителей со всего мира, а также коллекцию моделей и макетов тракторов. Об истории появления музея мы поговорим с директором музея Сергеевым Альбертом Николаевичем.
Появление Научно-технического музея истории трактора в Российской Федерации стало возможным благодаря частной инициативе. Еще в 2010 году Концерн «Тракторные заводы», при всемерной поддержке ГК «Ростех» и Союза машиностроителей России, высказал идею о развитии российского национального проекта, посвященного истории мирового тракторостроения, в столице Чувашской Республики: в городе, где располагается тракторный флагман страны – завод «Промтрактор», выпускающий тяжелые промышленные бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики, сельскохозяйственные тракторы и комбайны. Тем более что благодаря соседству с тракторным гигантом имеется возможность реставрировать раритетную технику на производственных площадях настоящими профессионалами своего дела, даже находящуюся в весьма плачевном состоянии, имелись бы только чертежи! 1 сентября 2010 года учреждение провело государственную регистрационную деятельность и реконструкцию здания бывшего Дома спорта «ЧАЗ», подобранного для размещения экспозиции. И уже 29 октября 2011 года музей радушно распахнул двери для почитателей тракторной старины.
Основой коллекции музея стали девять машин, хранившиеся при Федеральном исследовательском испытательном центре машиностроения (АО «ФИИЦ М») в Чеховском районе Московской области. Здесь находился ряд тракторов, начиная с легендарного Fordson F. Далее коллекция прирастала машинами, приобретавшимися Концерном «Тракторные заводы», а также передаваемыми в дар различными меценатами. Некоторые старинные тракторы находились для музея посредством поиска на электронных торговых площадках. А некоторые машины обнаруживались в частных хозяйствах, и далее их попросту восстанавливали силами энтузиастов фактически из груд ржавого металла, так как продолжительное время машины находились в заброшенном состоянии на окраинах сел и деревень… Так, в Тульской области, например, обнаружился трактор ХТЗ-7 редкой модификации. Его пришлось полностью перебрать и восстановить буквально по винтику, и сегодня он участвует в тракторных шоу. Другой экземпляр – легендарный ДТ-54 – подарен музею экс-главой Чувашии Михаилом Игнатьевым. С Волгоградского тракторного завода передали еще несколько единиц. Таким образом, «с бору по сосенке» сегодня под крышей музея собрана 51 машина. Более половины из них «на ходу». Старинные советские тракторы из коллекции в Чебоксарах даже арендуются для участия в съемках различных исторических кинофильмов.
Музей позволяет без труда изучить в подробностях эволюцию тяговой силы: от коня и сохи до бульдозера самого последнего поколения. На площади в 3 тысячи м² сегодня размещено свыше 5000 экспонатов, связанных с тракторостроением, в том числе уникальные макеты, чертежи и фотографии. В единую коллекцию собраны также раритетные колесные, гусеничные и промышленные тракторы. Всего в учреждении создано шесть основных залов: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора: от паровых двигателей до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего», «Легенды тракторостроения».
Создание единого тракторного хозяйства с организацией машинно-тракторных станций и курсами подготовки мастеров и трактористов началось в нашей стране почти век назад. «Практически все тракторы, выпускавшиеся до 1930-х гг. в Советской России, являлись маломощными и несовершенными в техническом отношении, – отмечает Альберт Сергеев. – При этом страна испытывала дефицит современных машиностроительных технологий. Дефицит тяговой силы в стране перевалил за три миллиона лошадиных сил. Популяция людей, которая сложилась в России на начало XX века, уже не могла далее существовать без механической тяги. Именно из-за подобного фактора по уровню потребления держава заметно отставала от передовых стран того времени. Неудивительно, что в СССР принимается бескомпромиссное решение обратиться к зарубежному опыту и приобрести готовые наработки и оборудование за границей. В 1930 году по лицензии американского производителя International Harvester в Советской России началось производство модели СХТЗ 15/30. Это колесный пахотный трактор массово выпускался тремя предприятиями, построенными также не без помощи американских фирм – Сталинградским и Харьковским тракторными заводами, а также Вторым авторемонтным заводом в Москве. Работал СХТЗ 15/30 на керосине, при этом в топливо добавлялась вода для недопущения раннего зажигания. В СССР выпустили более 390 тысяч подобных машин. В свою очередь, корпорация Caterpillar налаживала производство тракторов в Челябинске. Если говорить в целом, следует прямо сказать – коллективизация и индустриализация в свое время во многом состоялись благодаря заокеанским моделям McCormick-Deering 15-30, Farmall F20 и Caterpillar-60, послужившим прототипами для советских тракторов СХТЗ-15/30, «Универсал» и «Сталинец-60».
Помимо первых советских машин, в музее представлено и множество других производителей со всего мира. Например, имеется в коллекции американский Fordson F, собранный на заводе Генри Форда в Англии в начале 20-х гг. XX века и ставший прототипом советского трактора «Фордзон-Путиловец». Он является наиболее старейшим экспонатом музея – ему исполнилось более 100 лет. Fordson F не единственный «американский дедушка» в музее. Компанию ему составляют тракторы марок International, Porsche, Fiat, John Deere, выпускавшиеся в Америке и Европе. Именно такие модели в 20–50-е годы бороздили поля всего мира. Техника американских производителей начала XX века в экспозиции музея занимает почетное место, поскольку в свое время именно она дала необходимый импульс для развития отечественного машиностроения.
В планах работников музея при поддержке Концерна «Тракторные заводы» собрать в музее экспонаты со всего света. Но основное внимание будет всегда уделяться именно отечественному тракторостроению. Его развитие началось после знаменитого декрета В.И. Ленина «О сельскохозяйственном машиностроении» и запуска первых тракторных производств в Большом Токмаке, Коломне, Марксштадте, Петрограде и Харькове. Набирать мощь наше тракторостроение стало в конце 20-х годов, когда началось развертывание предприятий конвейерного типа в Сталинграде, Харькове и Челябинске. Развитие тракторной промышленности не останавливалось даже в годы войны, когда появились новые производства во Владимире, Липецке и Рубцовске. К 1991 году тракторы выпускались уже 13 предприятиями СССР. Последним тракторным гигантом, построенным в эпоху СССР, стал Чебоксарский завод промышленных тракторов, нацеленный на импортозамещение американской, итальянской и японской бульдозерной и трубоукладочной техники. «Первый чебоксарский трактор Т-330 на ЧЗПТ выпустили осенью 1975 года. С тех пор тяжелая отечественная бульдозерно-рыхлительная и трубоукладочная техника под брендом «ЧЕТРА» пользуется уверенным спросом в золотодобывающей, нефтегазовой, угольной и горнорудной отраслях, в строительстве и дорожном хозяйстве. Именно чебоксарская техника во многом помогла достроить в срок магистральный экспортный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, а также БАМ», – уверен Альберт Николаевич.
В одном из залов музея расположена экспозиция, демонстрирующая прототипы тракторов будущего. Это платформы-роботы, действующие автономно. Также ими можно управлять удаленно. «Как и первый трактор системы капитана Николя Жозефа Кюньо, созданный в 1769 году, робомашины также появились не без помощи военных. Взять тот же «Луноход-1», разработанный специалистами по танкостроению. По сути, это трактор, но только предназначенный для других задач».
«У нас создана интерактивная площадка, посвященная робототехнике: детям на ней предлагается поуправлять радиоуправляемой моделью трактора. А молодоженов привлекаем в музей следующим образом: чтобы справить 65 лет совместной жизни (железную свадьбу), советуем им обязательно оседлать «железного коня» и выковать собственноручно монету с трактором на аверсе на счастье. Тогда жизнь в браке точно пройдет счастливо и безбедно», – поясняет Альберт Николаевич.
Коллекционируют в музее не только оригинальные модели, но и их миниатюрные копии масштаба 1:43. В музее их уже почти полтысячи. Стоимость коллекции по каталогу достигла серьезной суммы.
«Наше учреждение поставило перед собой цель попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как музей, создавший самую большую коллекцию моделей тракторной техники в масштабе 1:43. В России мы пока являемся единственными обладателями столь серьезного собрания миниатюрных копий», – отмечает директор Научно-технического музея истории трактора Альберт Сергеев.
По словам Альберта Сергеева, создатели музея изначально знали, что подобный проект не единственный в мире. «Среди известных собратьев – немецкий Музей тракторов и ретроавтомобилей в Падерборне (земля Северный Рейн-Вестфалия), американский Музей Генри Форда в Дирборне (Мичиган), где отдельная экспозиция посвящена тракторам, Музей транспорта в Лондоне (Англия). Но что представляют в основном из себя западные музеи подобного плана? Де-факто, в большей степени это технические экспозиции, где рядами экспонируются разнообразные «железные кони». В российском национальном проекте, посвященном тракторостроению – в Музее истории трактора – пошли по другому пути, разбив экспозицию на две части: техническую и историческую. В технической представлены непосредственно раритеты, а в исторической размещена экспозиция, где на основе научного подхода решено было отобразить уникальный период из истории человечества, когда люди начали переход от живой тяговой силы к самоходным высокоэнергетическим механическим средствам, каковыми, несомненно, являются тракторы. И тракторы отображаются не как утилитарное железо, а как наиболее важные для человечества механизмы: люди создали на сегодня массу конструкций, но от многих радостей технического прогресса они, в принципе, могут отказаться. В то время как без трактора 7 миллиардов человек уже точно не смогут ни прокормить себя, не обеспечить в требуемой мере ископаемыми ресурсами. Поэтому трактор без преувеличения является самым важным и ценным механизмом для цивилизации, просто обреченным до скончания веков сопровождать человечество».
Живые легенды тракторостроения. Кто, как не люди, стоявшие у истоков развития Чебоксарского завода промышленных тракторов и чей трудовой подвиг запечатлен на многих страницах истории, могут так глубоко погрузить в историю мирового тракторостроения во время экскурсий. Одним из первопроходцев завода, с энтузиазмом сопровождающих тракторный историко-технический проект в Чувашии, является Иван Иванович Долгушин, проработавший на заводе до самой пенсии с сентября 1973 года (строить предприятие начали в 1972 году). «Иван Иванович являлся руководителем одного из первых производств ЧЗПТ, затем назначался парторгом завода. Должность была хоть и почетной, но непростой: постоянные командировки по всей стране с целью налаживания и упрочения кооперационных связей, согласование проектов развития предприятия и курирование строительства объектов соцкультбыта. Бывали случаи, когда Ивану Ивановичу Долгушину приходилось подписывать документы, важные для завода, буквально на капоте машины, – рассказывает директор Музея истории трактора Альберт Сергеев. – Иван Иванович с детства был трактористом. Вспомните фильм «Иван Бровкин на целине», который начинается со сцены, где ребята спят в поле. Кучерявый парнишка в кадре и есть Иван Долгушин. Иван Иванович часто наведывается в музей, встречается не только с детьми и ветеранами завода, но и с делегациями потребителей техники, выпускаемой заводом «Промтрактор». В 2020 году, совместно с Иваном Долгушиным, была выпушена книга к 45-летию завода «Промтрактор» под названием «Флагман российского тракторостроения». Многие ветераны завода также активно продвигают бренд музея, и их авторитет многое значит для сотрудников учреждения».
О науке и не только… Многообразие направлений деятельности музея впечатляет. Сотрудниками учреждения выпущен печатный труд «Тракторы: прошлое, настоящее, будущее», описывающий эволюцию трактора от живой тяговой силы и самоходных устройств, работающих на аккумулированной мускульной энергии человека, до тракторов с паровыми силовыми установками и машин с ДВС, а также платформ будущего. Книга несколько раз переиздавалась и стала коммерчески успешным продуктом.
Проводится также работа по атрибуции технопамятников-тракторов по всей России. Дело в том, что в различных регионах часто встречаются постаменты с тракторами, среди которых есть даже раритетные модели. Музеем планируется издать каталог с такими памятниками, в том числе с указанием информации, где какие модели находятся, в каком они состоянии. Возможно, в дальнейшем удастся какие-то из раритетов разместить в музее, если памятник останется без реставрационной поддержки. И конечно, учреждением проводятся изыскательские экспедиции. Например, музей выезжал в Волгоградскую область в поисках реактивного миномета БМ-13 «Катюша» на базе гусеничного трактора СТЗ-5-НАТИ, воевавшего в ходе Сталинградской битвы.
Студенты туристического факультета Чебоксарского техникума технологии питания и коммерции, а также машиностроительного факультета местного Университета приходят в музей на практику, для них здесь также проводятся открытые лекции. Для школьников организуются региональные «живые уроки» по истории Отечества. И кстати, музей принимал в свое время самое активное участие в 2016 году в Федеральной программе «Живые уроки», несмотря на принадлежность к частным институциям.
На базе музея действует клуб юного техника «Четруша», где школьники в возрасте до 12 лет занимаются моделированием и конструированием. Дети настоящие поклонники учреждения: они, например, принимали самое деятельное участие в съемках клипа про музей, занявший первое место на IV Всероссийском фестивале-конкурсе туристских видеопрезентаций «ДИВО РОССИИ-2017». «Четруши», помимо прочего, принимают участие в выездных мероприятиях и выставках. Последний раз с музеем они побывали на выездной выставке в Казани. Регулярно музей организует такие выставки в различных городах России и за рубежом, несмотря на дороговизну и логистическую сложность. В 2019 году выставка тракторов состоялась на Площади Революции в Москве. «По данным городского портала «Московские сезоны», в дни проведения выставки нас посетили около 1,5 миллиона человек, – сообщил директор музея. – В текущем году подобную выставку, приуроченную к 75-летию Минского тракторного завода, организовывали в городе Минск. В ходе работы в Республике Беларусь получился весьма продуктивный обмен опытом с минскими коллегами из Музея МТЗ в плане запуска программ по развитию промышленного туризма».
При Музее истории трактора, кстати, уже много лет действует импровизированная женская бригада имени Паши Ангелиной. Девушки-трактористки выступают на старинных тракторах, где нет гидроусилителя переднего моста. «Это очень непросто – хрупкими женскими руками управлять старинным трактором и не допустить в ходе исполнения трюка касания соседних машин. Наши девушки умеют это делать виртуозно, и всё с улыбкой. Между прочим, это единственная в мире демонстрационная бригада на тракторах, состоящая исключительно из женщин. Есть команды водителей-испытателей у различных фирм, производящих тракторы, но только из девушек, да еще на раритетных тракторах, больше в мире нет нигде, – отмечает Альберт Николаевич. – Как видите, в музее широко применяются современные методы представления потребителю музейных услуг, а также привлечения молодежи в машиностроительную отрасль технического профиля. Причем, как и наши зарубежные коллеги, мы стараемся интенсивно внедрять интерактивные технологии. Например, при посредничестве Концерна «Тракторные заводы» в музейном комплексе установили 3D-кабину экскаватора, отклоняющуюся в разных проекциях подобно тренажеру самолета Dream Aero на динамической платформе. Подобного устройства, реалистично имитирующего работу промышленной техники, пока нет ни в одном музее России».
Руководство учреждения уверено, что эффективная популяризация истории тракторостроения, любовь к технике и к нашей Родине, где создано немало уникальных образцов тракторной техники, без современных интерактивных форм практически невозможна. Сейчас на очереди проработка нового современного проекта, нацеленного на внедрение экскурсий с применением VR-технологий. Планируется путем предоставления посетителям виртуальных очков совершать экскурсии по заводу «Промтрактор», демонстрируя работу огромного предприятия, деятельность производственных цехов, движение конвейера. Также в скором времени в музее начнет работу «Тракторный инжинириум» для юношества, где деятельным и пытливым подросткам будут преподаваться азы конструирования современной тракторной техники.
«Музейная работа – это сложный вид деятельности, – резюмирует директор. – Она вряд ли может быть прибыльной. И во многом зависима от учредителей или помощи меценатов. Вряд ли бы Музей истории трактора смог пройти, например, 2020 год, когда страна боролась с коронавирусом. Но благодаря собственному потенциалу и поддержке Концерна «Тракторные заводы», руководство которого четко понимает значимость для всей России уникального историко-технического проекта, наша деятельность не была свернута, учреждение успешно прошло невзгоды и продолжает развиваться».
Сегодня музей истории трактора – это настоящий центр популяризации тракторостроения. На его базе уже не первый год проводится конкурс с говорящим названием «Кулибин XXI века», где самодельные тракторы представляют обычные люди. Изобретатели привозят на состязания машины, которые можно охарактеризовать не иначе как «я тебя слепила из того, что было». По условиям конкурса требования к конструкциям предъявляются не самые строгие, ведь у рационализаторов, многие из которых из сельской глубинки, в ход идут агрегаты различных авто. Главное требование к конструкциям, чтобы на машине имелся двигатель, а техника могла преодолеть полукилометровую дистанцию с различными препятствиями. «Мероприятие очень полюбилось не только чебоксарцам, но и гостям нашего города, – отмечает директор музея. – Главный посыл конкурса – способствовать поддержанию огонька изобретательства, интереса к конструированию техники. По итогам конкурса в первой номинации три места присуждаются за оригинальность конструкций тракторов, а во второй – за прицепные, навесные и полунавесные орудия (плуги, различные культиваторы и др.). Некоторые технические решения в области навесных орудий действительно показались новаторскими и заимствовались для использования в производстве. Таких случаев немного, но они есть. Понимаете, пока найдешь самородок, перелопатишь тонны породы. Так и с изобретениями самобытных мастеров. Взять того же Ивана Кулибина: родом он был из купеческого сословия, в вузах не обучался, но имел поразительное понимание механики. В потешном изобретении – своей трехколесной самокатке – он додумался внедрить в конструкцию столь важный узел, как коробка передач, по сию пору на любом самоходном устройстве данное решение используется. И хотя в научных кругах Кулибин запомнился больше как разработчик увеселительных проектов, его новаторский дух сохранился в истории на века, а фамилия изобретателя стала нарицательной в значении «мастер на все руки».
Перспективы развития. В США и в Европе существуют национальные ассоциации любителей тракторной старины. Действуют они следующим образом: есть консультативный совет, состоящий из компаний-спонсоров (производителей масел или тракторной техники), и фонд, куда поступают все средства от рекламодателей. На эти средства активисты восстанавливают технику, проводят ежегодные фестивали. Один из них, например, проходит в городе Пинкнивилл (штат Иллинойс, США) среди любителей раритетных тракторов. Ассоциации «живут» за счет спонсорской поддержки.
«Создание подобной ассоциации в России могло бы стать полезным шагом в поддержку отечественных любителей старинной техники. Например, в России проводятся Чемпионаты по пахоте. Можно там же поводить фестивали любителей тракторной старины, – рассуждает Альберт Николаевич. – Сами посудите, простому человеку привезти свой раритет через полстраны накладно. В США это помогает сделать ассоциация. Есть даже призовой фонд в соревнованиях. Тракторный фестиваль – это весело, это интересно и выгодно самим спонсорам. Вопрос создания в России подобной ассоциации давно назрел и перезрел, мы его не раз озвучивали… Но, как говорится, вода камень точит. С музеем было так же: не за один год строился, но постепенно выкристаллизовались действия, которые поэтапно привели к осязаемому продукту, чрезвычайно интересному туристу. В навигационный период люди, наслышанные о Музее истории трактора в Чебоксарах, просто рвутся его посетить. Причем о музее наслышаны не только в России, но и за рубежом. Неоднократно у нас бывали иностранные туристические группы и различные телекомпании. Есть клубы автолюбителей, мотоклубы, почему бы нам не пойти тем же путем? Очень хочется надеяться, что такая ассоциация все-таки когда-нибудь в нашей стране появится, положительный опыт надо перенимать. Кто, как не мы, сможет сдвинуть это проект с мертвой точки?» – убежден Альберт Николаевич.