Музей «Мой любимый мишка» – история не про плюш

Во время путешествия по Ярославской области летом этого года команда Ассоциации частных музеев России посетила двадцать два музея. О многих из них уже было рассказано на наших интернет-страницах. Пришло время поделиться впечатлениями о музее «Мой любимый мишка». Недавно журнал «Аэрофлот» опубликовал статью «Пять чудес Ярославля», в которой назвал этот музей местом, обязательным для посещения.

Музей «Мой любимый мишка» – для детей. Но только на первый взгляд. На самом деле взрослым здесь бывает гораздо интереснее, чем детям. Если для ребят музей – это место, где они узнают о том, как появились плюшевые медведи, почему в Европе и Америке их называют Тедди, откуда у Винни-Пуха в голове опилки, что держит в лапах медведь на гербе Ярославля и многое-многое другое, то для взрослых – это возможность вернуться в детство. Милые плюшевые медведи поднимают в них волну теплых воспоминаний, которыми они тут же начинают делиться со своими детьми или внуками.

В музее «проживают» более 700 мишек. Они размещаются на двух этажах в пяти залах. Кроме плюшевых игрушек здесь можно увидеть медведей из фарфора, дерева и металла. Большинство из них – мишки знакомых, друзей, посетителей. Люди приходят в музей, проникаются его атмосферой, достают с антресолей своих медведей и приносят, привозят и присылают. Самые старые и ценные медведи, которые уже не любят обниматься и плохо переносят тактильные контакты, находят место в главном зале музея в стеклянных витринах. Есть среди них уникальные экспонаты. Например, медведь начала 40-х годов, сшитый в небольшой артели, или блокадный мишка, который, как и крепко прижимавший его к себе ребенок, каким-то чудом уцелел во время бомбежки.

«Мой самый любимый экспонат – черный всадник, так мы его привыкли называть. Он был сшит в 50-е годы из настоящего, довольно дорогого плюша по классической советской выкройке, разработанной в 30-е годы Всесоюзным научно-исследовательским институтом игрушки в Загорске. Этот медведь был найден в 90-е годы ярославскими художниками на помойке. Он сидел, плакал, у него не было одного уха, нос висел на ниточке. Медведь был отреставрирован, приведен в порядок, и теперь он у нас скачет на лихом коне», – делится управляющая музеем Ольга Никонова.

Этот с очень драматичной судьбой мишка видел так много, что в музее решили создать программу для «детей 12+» и рассказать, почему его раскроили в 30-е годы, а родился он только в 50-е. Что это было за время? Почему потребовалось двадцать лет, чтобы наладить массовый пошив плюшевых игрушек? Что помешало? А речь идет о репрессиях, о войне, о голодной десятилетке после нее… Через историю плюшевых медведей – об истории страны. Программа так и называется «Черный всадник. История не про плюш».