• Главная
  • Новости
  • Россия музыкальная: рассказываем о Музее фортепиано в Рыбинске


Россия музыкальная: рассказываем о Музее фортепиано в Рыбинске

Музей фортепиано открылся в декабре прошлого года, но уже успел завоевать сердца жителей Рыбинска. Его называют совершенно невероятным, большим и красивым проектом. Побывав в Музее фортепиано, многие говорят, что это лучшее, что произошло в городе за последнее время. В том, что это действительно так, убедилась и команда Ассоциации частных музеев России. Приехав в Рыбинск, она первым делом направилась к зданию Красного гостиного двора, где расположен музей. Здесь ее ждал основатель музея – музыкант, коллекционер, известный реставратор и мастер-настройщик, чей график работы расписан на несколько лет вперед, Алексей Ставицкий.

О своем музее Ставицкий мечтал несколько лет. Изучая музейное дело, он проехал всю Европу, побывал в Польше, Чехии, Франции, Германии, посетил конкурсы исторического исполнительства. Он собрал мощный живой опыт, который позволил ему создать не просто музей, а место встреч, камерных выступлений, конкурсов и мастер-классов.

Музей фортепиано – это небольшой концертный зал, где царит культ черно-белых клавиш. Здесь старинные иностранные рояли и пианино – немецкие, французские, венские, английские – соперничают с российскими инструментами, изготовленными до революции и в советское время. «Кто сегодня знает, что «Стейнвей» – это не вершина фортепианного творчества? Что у нас в России было два десятка фортепианных фабрик – и все мирового уровня? И ведь именно культура фортепианного производства – одна из причин, по которым у нас появились такие имена, как Мусоргский, Танеев, Балакирев, Глинка, Прокофьев, Шостакович…», – говорит Алексей Ставицкий.

Всего в фонде Музея фортепиано 120 инструментов, каждый – со своей историей! Сейчас в Рыбинске выставляются около двадцати. Помимо роялей и пианино здесь представлены клавесины и клавикорды. Самому старому инструменту – 180 лет. Рояль выпущен в 1840-х годах московской фабрикой «Эберг». В планах привезти в город орган и четырехугольное столообразное фортепиано еще более раннего года выпуска – 1805-го.

Есть в музее и именные инструменты – роялет «Хильвег», миниатюрный рояль 50–60 годов XIX века, на котором играл Модест Мусоргский, рояли Алексея Любимова и Андрея Мясоедова, учителей Алексея Ставицкого, рояль Константина Игумнова, профессора Московской консерватории, у которого училась Мария Челищева, создательница рыбинской музыкальной школы имени Чайковского. На этом рояле вполне могла играть и Мария Луарсабовна.

Гордость коллекции – рояль «Красный Октябрь». Он звучал в десятках концертных залов. На нем играли в Парке им. Горького, в Центре толерантности. Композитор Владимир Мартынов исполнял за ним свои сочинения. Этот рояль видел гораздо больше, чем среднестатистический консерваторский инструмент. Однажды в 2014 году он «отыграл» 23-часовой марафон возле памятника Чайковскому у Московской консерватории на юбилее знаменитого пианиста и профессора консерватории Алексея Любимова.

«Рояльная Россия стала исчезать, как град Китеж, – сетует реставратор. – Я встал на пути этого процесса. Я хочу создать реставрационную школу, организовать научный отдел при музее. То, что я хочу делать, – передавать свои знания… Чтобы пианисты это все узнали и попробовали. Они же раньше к этому даже не прикасались. Россия фортепианная, музыкальная – это огромная страна, самобытная и яркая часть мировой культуры. Ей более 200 лет. И мы можем, все вместе, приумножить, сберечь и рассказать нашим потомкам, как она прекрасна».