• Главная
  • Новости
  • Музей анимации: мультфильмы учили зрителей добру и хорошим поступкам


Музей анимации: мультфильмы учили зрителей добру и хорошим поступкам

На прошлой неделе команда Ассоциации частных музеев России побывала в Московском музее анимации. Креативный директор, режиссер, аниматор и художник Кирилл Поликарпов провел экскурсию и познакомил коллег с процессом создания мультипликационных лент, снятых на студиях «Союзмультфильм» и «Уолт Дисней». Кроме того, он рассказал о самых первых открытиях в области техники «оживления» предметов и показал кадры первого в мире мультфильма.

Встреча с Кириллом Владимировичем началась с вручения директору нашей Ассоциации Алексею Шабурову медали за участие в фестивале мультфильмов «Лёляленд». Фестиваль прошел в августе и был приурочен к 100-летнему юбилею Леонида Ароновича Шварцмана – легенды мировой мультипликации.

Московский музей анимации был открыт в 2006 году ветеранами студии «Союзмультфильм», и это был первый международный анимационный музей в России. Сейчас экспозиция насчитывает около 5000 экспонатов.

Просмотр экспозиции начался с посещения импровизированной древней пещеры, в которой наскальные рисунки с изображением бегущего лучника свидетельствуют о том, что анимация существует уже более десяти тысяч лет. Продолжая экскурсию, Кирилл познакомил нашу команду с первыми оптическими приборами для демонстрации движущихся рисунков. Один из таких – праксиноскоп Эмиля Рейно, положившего начало развитию кинематографических технологий. После праксиноскопа Эмиль Рейно изобрел аппарат для проецирования мультфильмов на большой экран и в 1892 году продемонстрировал его работу. Принцип разделения фона, заложенный в прибор, жив до сих пор, а изобретения Рейно позже стали прототипом диапроектора.

В музее также представлены и другая техника и приборы, на которых работали мультипликаторы в прошлом.

Кроме того, Музей анимации хранит историю и хорошо всем знакомых мультфильмов – это рисунки, с помощью которых создавались «Бременские музыканты» 1969 года и «Как львенок и черепаха пели песню» 1974 года, –мультфильмы режиссера Инессы Ковалевской. Кстати, судя по рисункам, первоначально грива и хвост львенка были розового цвета, а разбойников из «Бременских музыкантов», казалось, скопировали с легендарной «троицы» – Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении актеров Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Мультфильм про крокодила Гену 1969 года режиссера Романа Качанова создавался не с помощью рисунков, а с помощью кукол. Среди экспонатов – диорама с героями мультфильма.

Особая ценность музея – легендарный стол, за которым художник Светозар Русаков «на просвет» рисовал Волка и Зайца для мультфильма «Ну, погоди!» режиссера Вячеслава Котёночкина. Здесь же представлены и другие личные вещи художника – этюдник, краски, мольберт, чайник.

«Обычно спрашивают: а что делает здесь чайник? Для того чтобы «нарисовать» одну секунду мультфильма, нужно сделать 24 рисунка, а для целого мультфильма понадобится более двадцати тысяч рисунков. Художник настолько был занят работой, что у него не было времени даже чаю попить», – пояснил Кирилл Поликарпов.

Удивительный факт удалось узнать, посетив этот музей: на изготовление десятиминутного рисованного мультфильма советским мультипликаторам требовался примерно один год времени. Для съемки мультфильмов также использовалась и специальная видеокамера, имеющая возможность производить покадровую запись. Такая камера тоже есть в музее среди экспонатов. «Эта кинокамера прослужила на студии «Союзмультфильм» больше полувека, кинокамера разрабатывалась нашими советскими мастерами на Московском заводе киноаппаратуры. В стенах этого самого завода сейчас располагается новая студия «Союзмультфильм». Кинокамер для съемки мультфильмов существовало два вида: одними камерами снимали кукольные мультфильмы, другими – рисованные, они весили полторы тонны», – добавил Кирилл.

Находясь на экскурсии в Музее анимации, трудно не согласиться с его директором в том, что советские мультфильмы учили юных зрителей добру и хорошим поступкам, воспитывали в детях с малых лет ценные качества – щедрость, доброту, приветливость, терпение и внимание к чувствам других. «Самое большое мое потрясение вызывает проповедь Римского понтифика Иоанна Павла II, который в 1978 году сказал, что если вы хотите воспитывать своих детей правильно, то воспитывайте их на советских мультфильмах, потому что именно эти мультфильмы учат добру и гуманности. Мне кажется, что это высшая оценка, которую могли бы получить советские мультфильмы», – сказал Кирилл.

Музей анимации хранит историю не только советских мультфильмов, но и американских. Отдельный зал обустроен под гараж Уолта Диснея. Именно в гараже выдающийся американский художник-мультипликатор начал создавать свои первые мультфильмы, герои которых полюбились детям всего мира. Потрясает история создания мультфильма «Белоснежка и семь гномов» как первого полнометражного анимационного фильма от студии «Уолт Дисней», выпущенного на американские экраны в 1937 году. Этот мультфильм произвел огромное впечатление на аудиторию во всем мире благодаря работе художников, которым удалось прорисовать мимику героев настолько искусно, что порой казалось, будто герои мультфильма, а особенно гномы, действительно где-то существуют в жизни.  «В нашей стране по-разному относятся к творчеству Уолта Диснея, на мой взгляд – это человек, для которого не придумано еще определение. Уолт Дисней был абсолютным первооткрывателем и исследователем. Первый мультфильм Диснея уникален. Ни один мультфильм в мире не получал премию «Оскар» за персонаж, за исключением мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Этот шедевр получил восемь «Оскаров», из которых один достался Уолту Диснею, а семь остальных – каждому гному в отдельности. Американские академики были настолько очарованы именно образами этих героев, что даже были уверены, что они списаны с каких-то маленьких человечков, которые где-то существуют и живут на самом деле. Никто не верил в то, что фильм – плод работы художника-мультипликатора. Это не просто механическое прорисовывание движений. По мимике, по содержанию внутренней моторики персонажа, по его мыслям мы видим, что персонаж думает, персонаж живет в кадре своими эмоциями», – пояснил режиссер.

Экскурсия в Музей анимации для Ассоциации частных музеев России состоялась в прошлый вторник, 27октября. Музей расположен на территории Измайловского кремля в Москве, входит в каталог нашей Ассоциации.